Оценить материал

Ролевые игры для развития социальных навыков

Десять вариантов ролевых игр, которые помогут развить у вашего ребенка социальные навыки

Ролевые игры для развития социальных навыков

Дети очень любят ролевые игры, ведь в отличие от школьных заданий они позволяют им высвобождать творческую энергию более активным и дружелюбным способом. Ролевые игры являются безопасной моделью реальных жизненных ситуаций, в которых дети могут многое узнать об окружающем мире и о самих себе.

Ролевые игры могут помочь детям решать и предотвращать самые разные академические или поведенческие проблемы, в том числе помочь освоить социальные навыки, а также ознакомиться с правилами поведения в микросоциальных группах.

Социальные навыки представляют собой умение общаться, решать проблемы, принимать ситуативные решения, правильно себя вести и взаимодействовать со сверстниками – одним словом, это те способности, которые позволяют инициировать и поддерживать позитивные и эффективные отношения с другими людьми.

Отсутствие данных навыков препятствует обучению, здоровой самооценке и хорошему настроению ребенка, а также формированию благоприятной атмосферы в той среде, в которой ему приходится находиться.

Многие дети демонстрируют неправильные реакции и неправильное поведение в самых обычных ситуациях, поскольку еще не имеют достаточного количества знаний и наглядных примеров более эффективных решений и поступков. Чтобы выработать правильные модели реагирования на различные обстоятельства родители и педагоги могут использовать ролевые игры.

Далее предлагаются тематика и некоторые вводные данные для ролевых игр, которые помогут развить у вашего ребенка социальные навыки:

  • Сотрудничество. Для проведения лабораторных работ по ботанике класс, в котором учится ваш ребенок, разбили на группы по четыре человека. При этом два участника группы, в которую попал ваш ребенок, ему не нравятся. Он испытывает трудности при общении с ними.
  • Доверие. Друг вашего ребенка больше не доверяет ему, так как ваш сын/дочь солгал(а) ему. Но вашему ребенку очень хочется возобновить пошатнувшуюся дружбу.
  • Эмпатия. Ваш ребенок видит, как мальчик с особыми потребностями одиноко сидит на детской площадке. Он всегда выглядит немного грустным.
  • Деликатность и такт. Для занятий английским языком класс вашего ребенка разделили на две группы: самые успевающие ученики – группа А и обычные ученики – группа Б. Ваш ребенок прошел конкурс и попал в группу А, в то время как его лучший друг, с которым он всегда сидит за одной партой, не попал в нее и очень расстроился.
  • Смелость. Ваш ребенок увидел, как мальчик постарше дразнит девочку и не отдает ей ее шапку.
  • Верность. Вашему ребенку подарили пригласительный билет на концерт, о котором он давно мечтал. Но в назначенный день он уже приглашен на день рождения своего лучшего друга.
  • Ответственность. Ваш ребенок обещал вам сделать домашнюю работу на несколько дней вперед, чтобы в выходные вся семья смогла отправиться к бабушке и дедушке. Но он так увлекся чтением приключенческого романа, что не проявляет желания сделать домашнюю работу даже на завтра.
  • Честность. Ваш ребенок застрял на трех вопросах контрольной работы и списал ответы у своего товарища. В результате он получил более высокую оценку, чем его друг, который очень расстроился из-за этой ситуации.
  • Поддержка тех, кто в ней нуждается. В классе вашего ребенка появился новичок, который никого не знает в вашем городе, а вдобавок еще не выговаривает нескольких букв и носит очки. Многие ребята смеются и подтрунивают над ним.
  • Забота. В летнем лагере ко всем детям из группы вашего ребенка на выходные приехали родители, а к одному мальчику нет. Он расстроился и боится, что с ними что-то случилось.

Если вас беспокоит возможность возникновения других проблемных ситуаций, вы можете разработать соответствующие сценарии и обыгрывать их до тех пор, пока ребенок не освоит желаемые модели поведения.

К важным социальным навыкам, безусловно, относятся правильные и твердые реакции на предложения «закурить», «выпить», «словить кайф», посетить неприличные Интернет-сайты (см. статью «Как обеспечить безопасность детей в Интернете»), поучаствовать в асоциальном мероприятии или присоединиться к сомнительной компании.

Чтобы предупредить нежелательные реакции вашего ребенка в опасных ситуациях, моделируйте его грамотное поведение, а также иллюстрируйте возможные последствия нежелательного поведения с помощью ролевых игр.

Гость
Оцените материал