Оценить материал

Как работать с волнением и тревогой ребенка

Советы о том, как правильно вести себя с ребенком, которого мучает тревога: что можно и чего нельзя делать

Как работать с волнением и тревогой ребенка

Часто, когда дети сталкиваются с обстоятельствами, на которые они не в силах повлиять или которые кажутся им необъяснимыми, у детей возникают тревога и ощущение хрупкости своей безопасности.

С одной стороны, такие чувства являются не только нормальными, но и необходимыми, поскольку работа с различными видами тревоги может подготовить детей и научить справляться со сложными жизненными ситуациями.

С другой стороны, некоторые дети наделены повышенной чувствительностью, восприимчивостью и впечатлительностью, что делает их более уязвимыми для тревожного состояния, возникающего по совершенно естественным причинам, не связанным с психологическими нарушениями.

Если ребенок страдает повышенной тревожностью, даже самые благонамеренные родители могут зациклиться на данной проблеме и, делая все возможное, чтобы ребенок не страдал, фактически усилить его беспокойство. Это происходит тогда, когда родители, предвидя страхи ребенка, неумело пытаются защитить его от них.

Чтобы грамотно помочь детям справляться с тревогой, предлагаем следующие семь советов:

1. Цель не в том, чтобы исключить беспокойство, а в том, чтобы помочь ребенку справиться с ним

Никто из родителей не хочет видеть ребенка несчастным, но лучший способ помочь детям преодолеть беспокойство – это не пытаться избегать провоцирующих его факторов. Нужно, чтобы ребенок научился переносить тревогу и не сильно обращать на нее внимание, живя своей обычной жизнью, даже если тревога присутствует. Со временем в результате такого отношения она будет уменьшаться или пройдет вовсе.

2. Не избегайте провоцирующих тревогу факторов

Ограждая детей от того, чего они боятся, вы поможете им лучше себя чувствовать сейчас, но не избавите их от усиления беспокойства в долгосрочной перспективе.

Если ребенок расстраивается в дискомфортной ситуации и начинает плакать не с целью манипулирования родителями, а только потому, что он так себя чувствует, и родители немедленно устраняют провоцирующий тревогу фактор, ребенок открывает для себя неконструктивный механизм того, как справляться с тревогой, и будет применять его в дальнейшем. Он будет избегать определенных мест и ситуаций, все более и более ограждая себя от окружающего мира.

3. Высказывайте положительные, но реалистичные ожидания по поводу беспокойства ребенка

Вы не можете гарантировать, что страхи ребенка нереальны, и при этом утверждать, что он не провалит контрольную, что ему обязательно понравится катание на коньках или что другие дети не будут над ним смеяться во время декламации стихотворения.

Но вы можете выразить уверенность в том, что с ним все будет хорошо, что он сможет справиться со всем этим, и что по мере столкновения со своими страхами уровень его тревожности со временем будет падать. Это даст ребенку уверенность в том, что ваши ожидания реалистичны и что вы не собираетесь предлагать ему сделать что-то, что ему не под силу.

4. Уважайте чувства ребенка, но не подпитывайте их

Важно понимать, что беседа о волнениях ребенка не всегда означает согласие с ними. Поэтому, если ребенок боится идти к врачу, вам не нужно умалять его страхи, но также не стоит и усиливать их. Вам следует слушать и быть чуткими, помочь ребенку понять то, из-за чего именно он беспокоится, и поощрять его уверенность в том, что он сможет справиться со своими страхами. Ваш посыл должен быть примерно таким: «Я знаю, ты боишься, и это нормально, но я с тобой, я помогу тебе пройти через это».

5. Не задавайте наводящие вопросы

Поощряйте ребенка говорить о своих чувствах, но старайтесь не задавать наводящие вопросы, такие как: «Ты переживаешь из-за будущей контрольной?» или «Боишься идти к врачу?». Чтобы не подпитывать тревогу, задавайте открытые вопросы типа: «Ну как, подготовился к контрольной?».

6. Не усиливайте страхи ребенка

Вы не должны подавать ребенку вербальные или невербальные сигналы о том, что он должен чего-то бояться.

Предположим, ребенок уже имел неприятный опыт общения с собакой. В следующий раз, когда рядом окажется незнакомая собака, вы можете начать беспокоиться из-за того, как он будет на нее реагировать, и можете невольно «подсказать» ребенку, что сейчас пришел тот момент, когда он должен беспокоиться. Не делайте этого. Будьте спокойны и невозмутимы сами.

Помните, что ваш личный пример спокойствия и невозмутимости относительно страхов ребенка считывается им, и он вольно или невольно подражает вам, поэтому постарайтесь уделить особое внимание вашему собственному поведению, которое, безусловно, повлияет на ребенка.

7. Контролируйте информационный контент, который потребляет ребенок

Дети не слепы и не могут закрывать глаза на окружающий их мир. Они время от времени видят, что показывают в телевизионных новостях. Они слышат, о чем говорят взрослые. Тем не менее дети не могут самостоятельно разобраться в том, что на самом деле представляет для них реальную угрозу, а что нет.

Как уже упоминалось выше, не следует полностью ограждать детей от факторов, которые могут вызвать тревогу (ограничения должны быть разумными). Но в то же время при просмотре современных телевизионных новостей даже здоровые взрослые могут испытывать болезненную обеспокоенность. Поэтому обратите внимание на то, какой именно информационный контент потребляет ваш ребенок и в каком количестве. Вы можете выключить телевизор или по крайней мере смотреть его вместе и обсуждать то, что вы видите.

Если у вас возникают трудности при обсуждении определенных тем, обратитесь к нашей статье «Как разговаривать с детьми на неудобные темы».

Гость
Оцените материал