Оценить материал

Основы эффективного общения для детей

Десять веселых и интересных способов обучить детей разного возраста эффективной коммуникации

Основы эффективного общения для детей

«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично», Книга Притчей Соломоновых 25:11.

Коммуникативные навыки имеют жизненно важное значение, особенно в наш век, когда роль информации колоссальна. Исследования показывают, что искусные собеседники счастливее, лучше учатся в школе, более успешны и зарабатывают больше, чем их менее красноречивые сверстники. Итак, как научить детей умению выражать себя?

Лучший способ научить детей чему-либо – делать это интересно, весело и, по возможности, вовлекать все пять чувств малышей. Далее представлен список из десяти игр и упражнений, которые будут способствовать развитию эффективных коммуникативных навыков ваших детей.

1. Играйте в «автоответчик»/«телефон». Чем чаще, тем веселее. Эта старая игра для начальной школы – восхитительно интересный и веселый способ развивать навыки аудирования вашего ребенка. Игра идеально подходит для любого возраста. Начните с простых сообщений, играя с детьми младшего возраста, и постепенно увеличивайте размер и сложность сообщений по мере взросления детей.

2. Маршрут удовольствий. Попросите вашего ребенка старшего возраста письменно проложить маршрут от вашего дома в какое-либо забавное место, например, в кафе-мороженое. Отдайте эти указания кому-либо, кто не знаком с районом, и попросите его точно следовать написанному. Удалось пройти по маршруту? Если так, получи мороженое! Если нет, обсудите, что пошло не так. Что следует изменить, чтобы в следующий раз точно прийти к цели? Это прекрасное упражнение, чтобы помочь детям научиться давать точные указания. Также это отличный урок общения. Ведь для того чтобы эффективно передавать информацию о том, чего вы хотите, вы должны научиться ясно формулировать то, что имеете в виду, чтобы другие люди могли в полной мере понять вас.

3. Одежда для успеха. Отправьтесь в магазин или любое другое публичное место, одевшись в лучший воскресный наряд. Обратите внимание, как к вам при этом относятся. Затем посетите тот же магазин или то же общественное место, одевшись бедно или несоответственно ситуации. Отметьте для себя разницу в отношении к вам в первой и во второй ситуации. Это показывает, что невербальное общение имеет определенные последствия. Укажите ребенку на странно одетого человека, идущего по улице, и прочитайте небольшую лекцию, которая его впечатлит. Опишите ему картину последствий той информации, которая посылается окружающим посредством бедной одежды или одежды, в которую одеваются хулиганы. Объясните ребенку, какой посыл несет его выбор одежды обычному человеку... потенциальному работодателю (в будущем). Представьте факты того, как это повлияет на его жизнь через год, два, десять лет. Расскажите об опасных ситуациях, которые могут случиться, если кто-то сделает нелицеприятные выводы, основанные на одежде, в которую одет ребенок.

4. Говори и слушай. Попросите ребенка спеть народную песню, в то время как другой человек будет петь романс. Проследите, как долго они смогут продержаться. Если у вашего ребенка это получается легко, то пусть тогда каждый читает разные книги. Затем попросите их соблюдать очередь при чтении, читая по одному отрывку. Это помогает проиллюстрировать старую поговорку, что Бог дал нам два уха и один рот для того, чтобы мы слушали вдвое больше, чем говорили.

5. Конкурс «Ну!». Пусть ваш ребенок выступит с небольшим монологом на знакомую тему. Любую тему, какую захочет. Например, о его любимом занятии или книге. Проследите за тем, как долго он сможет продержаться, чтобы не вставлять «гм», «э-э», «ну», «типа» или «ну, ты понял». Это развивает уверенность ребенка в себе, а также его красноречие. Устранение подобных «слов-паразитов» заставит ребенка сосредоточиться на отчетливом произношении и поработать над увеличением своего словарного запаса.

6. «Накорми меня тортом». Завяжите глаза одному человеку и попросите его накормить тортом другого человека с завязанными глазами. Пусть третий человек, у которого глаза не завязаны, дает инструкции первым двум. Это учит более эффективно давать указания.

Примечание. Это неопрятная игра! Веселая, но неопрятная! Убедитесь в том, что на детях не лучшая одежда, а также в том, что веселье происходит на голом полу, а не на ковре.

7. Представление. Попросите ребенка дать маленькое представление в местном доме престарелых. Оно может включать демонстрацию поделок, игру на пианино в форме короткого концерта, пение или чтение стихотворений. Это научит ребенка представлять самого себя. При этом такое занятие доступно для детей всех возрастов. Чем раньше вы научите ребенка комфортно и свободно выступать на публике, тем лучше. Это станет его второй натурой, и он сможет избежать самого распространенного страха – страха публичных выступлений. Исследования показывают, что люди, которым нравится выступать на публике, более успешны, чем те, кому это не нравится. Так что выводите детей на публику, и пусть они демонстрируют таланты, которыми так замечательно наделены!

8. Что происходит на картине? Это способ хорош для самых маленьких. Попросите ребенка рассказать вам о том, что он видит на картине. Пусть он опишет пейзаж, людей, цвета... все, что видит. Дети старшего возраста пусть обсудят то, что, по их мнению, предшествовало сюжету картины и что произойдет позже. Это возможность попрактиковаться в изложении мыслей в логической последовательности, которую легко поймут другие люди.

9. Заверши историю, рассказ. Этот способ тоже очень хорош для детей различных возрастных групп. Дети любят истории! Вы начинайте историю, а ваш ребенок пусть ее закончит. Для очень маленьких детей вы можете рассказать стишок и попросить их придумать другой финал или добавить в историю что-то свое. Это упражнение отлично подходит для обучения основам навыков устного общения.

10. Придумай выступление. Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, которая нравится вашему ребенку или с которой он хорошо знаком, и попросите его выступить в течение примерно двух минут. Через некоторое время пусть ребенок переходит к выступлению на более сложные темы и на более длительный период времени, за который ему необходимо будет изложить ключевые моменты выбранной тематики. Вы можете помочь ему начать, обсуждая его любимые фильмы и, в конечном итоге, подвести к более спорным вопросам.

«У вас могут быть блестящие идеи, но если вы не умеете четко излагать их, они ни к чему вас не приведут» (Ли Якокка).

Чем больше ваши дети практикуют коммуникативные навыки, тем более эффективными они будут при передаче своих идей и потребностей. Чем более веселым вы сделаете этот процесс, тем больше увлечете их и пробудите огромное желание практиковать эти необходимые навыки.

Гость
Оцените материал