Оценить материал

Ошибки родителей во время чтения детей

Какие слова и фразы не стоит говорить начинающему читателю в процессе освоения чтения

Ошибки родителей во время чтения детей

Родители часто теряют терпение, проходя со своими малышами долгий и болезненный процесс обучения азам чтения. Мы хотим, чтобы наши дети преуспевали в чтении, любили его и получали огромное удовольствие, погружаясь в волшебный мир литературы. Поэтому, когда дети с трудом прочитывают каждое слово, настаивают на чтении «неподходящих» (по нашему мнению) книг или бегло «проглатывают» целую страницу, даже не запоминая, о чем шла речь, это очень расстраивает.

Не расстраивайтесь! В этой статье перечислены некоторые распространенные ошибки, которые порой совершают родители, а также эффективные способы поддержки начинающего читателя, которые помогут ему обрести уверенность в чтении.

  • Не нужно говорить: «Стоп! Прочитай эту строку еще раз, но уже правильно». Если ошибка ребенка не влияет на смысл текста, например, если он прочитал «тот» вместо «этот», пропустите ее, не стоит фиксировать на ней свое внимание.
  • Не прерывайте и не перебивайте чтение ребенка. Никогда. Вы ведь хотите, чтобы процесс чтения был для него комфортным?! Если это необходимо, исправьте его ошибку, когда будете читать этот текст в следующий раз.
  • Не говорите: «Давай, поторапливайся. Ты должен читать быстрее!» или «Читай медленнее. Ты слишком торопишься!». Лучше своим примером задайте ему соответствующий ритм и беглость чтения. Дети лучше всего учатся беглому чтению или чтению с определенной скоростью, ритмом и интонацией на примере своих родителей и учителей, а также после долгих тренировок. Беглое чтение звучит как беседа или естественный разговор, безусловно, ему стоит научить своих детей, но только без форсирования событий.
  • Чтобы помочь ребенку читать бегло, выберите подходящую для его уровня чтения книгу и перечитывайте ее снова и снова. Пусть ребенок сначала прочитает всю книгу от корки до корки. На второй день попросите его прочитать ее снова. После этого тренируйте максимально дословный пересказ услышанного – прочитайте абзац или страницу книги и попросите ребенка повторить то, что только что прочитали. Вы также можете позволить ему отслеживать то, что вы сейчас читаете с помощью пальца. На третий день сначала сами прочитайте книгу, а затем прочитайте ее еще раз вместе, в унисон – это поможет вашему ребенку научиться чувству ритма. На четвертый день сначала прочитайте книгу сами, а затем попросите ребенка прочитать ее самостоятельно. День пятый – это демонстрация приобретенных навыков вашего ребенка! Пусть он еще раз самостоятельно прочитает книгу для лучшей практики. В качестве поощрения вы можете записать весь процесс самостоятельного и беглого чтения книги вашим ребенком на камеру и продемонстрировать его друзьям и родственникам.
  • Не смейтесь над ребенком. Если смех вырывается наружу, подумайте о чем-то серьезном или отвратительном и дышите глубоко до тех пор, пока вновь не обретете самообладание. Смеяться вместе с ребенком – это нормально. Если ваш ребенок читает слово «попа» (вместо «пока»), он, скорее всего, разразится хохотом, да и вы тоже. Но если ребенок серьезно старается изо всех сил и допускает при этом смешную ошибку, не смейтесь и продолжайте процесс.
  • Не говорите ребенку: «Ты знаешь это слово!». Если ребенок не может сразу прочитать слово целиком, успокойте его и попросите читать слово по слогам. Например, в слове «машина» пусть он прочитает слоги «ма», «ши» и «на». Затем помогите ребенку составить слово из данных частей (слогов): «Молодец! Этот слог действительно произносится как «ши». Теперь давай соединим твой слог «ши» с первым слогом «ма» и последним «на»: ма-ши-на. Машина!». Затем вставьте это слово в предложение и похвалите ребенка за то, что он справился с трудным словом.
  • Не говорите ребенку: «Ты неправильно читаешь. Это произносится так...». Лучше ничего не говорите. Как бы трудно вам ни было, храните молчание. Если ошибка ребенка не влияет на смысл текста, пусть она остается. Если каждый раз, когда ребенок не будет знать, как правильно прочитать то или иное слово, он будет получать вашу подсказку, то никогда не выработает навыки расшифровки слов.
  • Однако если ребенок сделал ошибку, которая меняет смысл текста, пусть он дочитает до конца страницы, а затем попросите его внимательно перечитать соответствующий абзац. Если он опять читает неправильно, попросите его сверить текст с картинкой, чтобы помочь расшифровать трудное слово, или же спросите ребенка, есть ли смысл в прочитанном им абзаце. Если ребенок все еще не замечает ошибку, попросите его обратить внимание на сложную часть текста. Если он не понимает, о чем вы сказали, укажите ему сами на эту часть.
  • После того как вы исправили ошибку и продолжили чтение, попросите ребенка еще раз прочитать эту страницу. Это делается не для того, чтобы раздражать ребенка, а чтобы помочь ему наладить лучший самоконтроль. Самоконтроль заключается в том, что мы постоянно проверяем и перепроверяем самих себя, чтобы понять правильный смысл прочитанного.

Очень важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно при совместном чтении с родителями и искренне хотели этого. Детям нужно постоянно практиковаться в чтении, и они должны знать, что чтение с мамой и папой безопасно, естественно и очень приятно.

Гость
Оцените материал