Оценить материал

Хороших ли детей вы воспитываете?

Психологи Гарвардского университета предлагают пять способов воспитать детей добрыми людьми

Хороших ли детей вы воспитываете?

Возможно, вы думаете, что у вас хорошие дети или что родители по определению учат детей добру, не так ли? Новые исследования свидетельствуют, что это не так.

Около восьмидесяти процентов молодых людей, участвовавших в исследовании Гарвардского университета, сказали, что их родители были более озабочены их личными достижениями и счастьем, чем способностью заботиться о других людях. Также в три раза больше респондентов согласились с утверждением, что «Родители будут больше гордиться мной, если я буду получать хорошие оценки в школе, чем если я стану членом благотворительного общества».

Ведущие психологи разработали рекомендации о том, как воспитывать детей, чтобы они стали заботливыми, уважительными и ответственными взрослыми людьми. Почему это так важно? Потому что, если мы хотим, чтобы наши дети стали высоконравственными людьми, мы должны их воспитывать именно так.

Дети не рождаются просто хорошими или плохими, и мы никогда не должны терять веру в них. Им просто нужны взрослые, которые помогут стать заботливыми, уважительными и ответственными людьми на каждом этапе их детства.

Вот пять стратегий воспитания нравственных, заботливых детей.

1. Сделайте заботу о других людях приоритетом

Зачем? Родители, как правило, считают приоритетом не заботу о других людях, а счастье и успехи своих детей. Но дети должны учиться уравновешивать свои потребности с потребностями других, будь то передача мяча партнеру по команде или решение заступиться за друга, который подвергается школьной травле.

Как этого добиться? Дети должны слышать от родителей, что забота о других является приоритетной задачей. Большая ее часть заключается в высоких этических ожиданиях от детей, например, в их способности соблюдать свои обязательства, даже если это делает их несчастными. Например, прежде чем ребенок бросит ансамбль или разорвет дружеские отношения, родители должны попросить его принять во внимание и выполнить свои обязательства перед ансамблем или другом, то есть решить проблемы, связанные со своим уходом.

Полезные рекомендации

  • Вместо того чтобы говорить ребенку: «Самое главное, что ты счастлив», скажите: «Важнее всего, что ты добрый человек».
  • Добивайтесь, чтобы ваш ребенок всегда обращался к другим людям с уважением, даже если он устал, расстроился или разозлился.
  • Подчеркивайте важность заботы при взаимодействии с другими (ключевыми в жизни ребенка) взрослыми людьми. Например, спросите у учителя, насколько хорошим товарищем является ваш ребенок по отношению к своим одноклассникам и насколько приветлив он и отзывчив по отношению к своим учителям.

2. Предоставьте детям возможность проявлять заботу и благодарность

Зачем? Никогда не поздно стать хорошим человеком, но это не происходит само собой. Дети должны практиковать заботу о других, выражать благодарность тем, кто заботится о них, и вносить свой вклад в жизнь близких и окружающих их людей. Исследования показывают, что люди, которые привыкли выражать благодарность, чаще всего бывают щедрыми, сострадательными, великодушными и готовыми прийти на помощь – они счастливее и здоровее остальных.

Как этого добиться? Научиться быть заботливым – это как овладеть игрой на музыкальном инструменте или научиться играть в футбол. Ежедневные тренировки – будь то помощь другу с выполнением домашних заданий, выполнение работы по дому или в классе – сделают заботу второй натурой и помогут развивать и оттачивать способность детей заботиться о других людях. Обучение детей чувству благодарности также требует регулярных тренировок.

Полезные рекомендации

  • Не вознаграждайте ребенка за каждый акт помощи, например, уборку со стола после ужина. Мы должны ожидать от детей помощи по дому, в уходе за братьями и сестрами и помощи соседям, поэтому вознаграждайте только необычные проявления доброты.
  • Говорите с ребенком о заботливых и незаботливых поступках, которые они видят по телевидению, и о проявлениях справедливости и несправедливости, о которых они могут услышать и увидеть в новостях.
  • Сделайте благодарность ежедневным ритуалом за ужином, перед отходом ко сну, в машине или метро. Выражайте благодарность тем, кто помогает нам и другим людям, независимо от размеров их помощи.

3. Расширьте круг заботы вашего ребенка

Зачем? Практически у всех детей круг заботы зачастую ограничивается семьей и друзьями. Наша задача состоит в том, чтобы помочь детям научиться помогать кому-то за пределами этого круга, например, новичку в классе, тому, кто не говорит на нашем языке, школьной уборщице или кому-то, кто живет в далекой стране.

Как этого добиться? Дети должны научиться внимательно выслушивать и проявлять заботу о людях своего непосредственного окружения и смотреть шире, охватывая взглядом всю картину и учитывая интересы как можно большего количества людей, с которыми они взаимодействуют ежедневно, в том числе тех, кто наиболее уязвим и слабо защищен. Дети должны учитывать то, как их решения, такие как решение бросить спортивную команду, танцевальный кружок или музыкальный ансамбль, могут влиять и вредить разным членам этих групп. Особенно в нашем глобализированном мире, когда детям важно развивать заботу о людях, которые живут в других культурах и сообществах.

Полезные рекомендации

  • Добивайтесь того, чтобы дети проявляли дружелюбие и признательность по отношению к людям, которые окружают их в повседневной жизни, таким как водитель автобуса или официант.
  • Воодушевляйте детей заботиться о слабых и беззащитных. Приведите детям несколько простых идей для вступления в «зону заботы и храбрости», таких, например, как утешение своего одноклассника, которого дразнят другие дети.
  • Используйте газетные статьи или телевизионные передачи, чтобы заставить детей задуматься о трудностях, с которыми сталкиваются дети в других странах.

4. Будьте твердым нравственным примером и наставником

Зачем? Дети учатся этическим нормам, наблюдая за действиями взрослых, которых уважают. Они также познают ценности, решая этические дилеммы вместе с взрослыми, например: «Должен ли я пригласить нового соседа на день рождения, если мой лучший друг его недолюбливает?».

Как этого добиться? Быть примером нравственности и наставником ребенка означает, что мы должны практиковать честность, справедливость и проявлять заботу об окружающих. Но это не значит, что необходимо быть совершенным во всем. Чтобы наши дети уважали и доверяли нам, мы должны признавать наши ошибки и недостатки. Мы также должны уважать детские взгляды и миропонимание и прислушиваться к их точке зрения, демонстрируя то, как мы хотим, чтобы они проявляли беспокойство о других людях.

Полезные рекомендации

  • Проявляйте заботу об окружающих, выполняя общественные работы, по крайней мере, один раз в месяц. Еще лучше выполнять эту работу вместе с вашим ребенком.
  • Предоставляйте ребенку для рассмотрения этическую дилемму или спрашивайте у ребенка о дилеммах, с которыми он сталкивается сам.

5. Руководите детьми в управлении их разрушительными чувствами

Зачем? Часто способность заботиться о других людях подавляется гневом, стыдом, завистью или другими негативными чувствами.

Как этого добиться? Мы должны объяснять детям, что все чувства нормальны, но далеко не все способы контроля и управления ими по-настоящему эффективны. Дети нуждаются в нашей помощи, чтобы научиться справляться с некоторыми чувствами продуктивным способом.

Полезные рекомендации

  • Вот простой способ научить детей обрести спокойствие: попросите ребенка остановиться, сделать глубокий вдох через нос и выдох через рот и сосчитать до пяти. Практикуйте этот способ, когда ребенок спокоен. Затем, когда вы видите, что он начинает нервничать, напомните ему об этом способе и выполните упражнение вместе с ним. Через некоторое время ребенок начнет делать это самостоятельно и, таким образом, получит возможность выражать свои чувства конструктивным и уместным образом.

Гость
Оцените материал