Развитие ребенка Статьи Компоненты помощи ребенку с дислексией
Компоненты помощи ребенку с дислексией
Рейтинг
10

Советы родителям и учителям о том, на что обратить внимание при обучении чтению ребенка с дислексией

Компоненты помощи ребенку с дислексией

Дислексия – это специфическое расстройство, при котором ребенок испытывает трудности с распознаванием и написанием слов, а также с пониманием их смысла. Люди, не страдающие дислексией, быстро обрабатывают слова и автоматически улавливают значение слова в процессе чтения. Люди, страдающие дислексией, наоборот, читают медленно, с трудом улавливают смысл и склонны допускать ошибки при чтении.

Дети с дислексией могут научиться читать, однако это потребует немало времени. Для этого нужен системный подход; обучение должно основываться на предыдущем опыте ребенка и проходить поэтапно. Каждому ребенку необходимо давать индивидуальные задания, соответствующие его возможностям и способностям.

Чтобы научить чтению ребенка с дислексией, необходимо развить у него навыки понимания текста в соответствии с его речевыми навыками и уровнем восприятия. Для этого ребенку следует давать четкие указания. Ребенок-дислексик не поймет того, что не было сказано, поэтому его обучение должно основываться на уже изученном материале.

Как и в случае со многими расстройствами, вызывающими трудности в обучении, дислексия имеет множество проявлений, поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Чтобы обучение проходило эффективно, родители или учитель должны понимать возможности каждого ребенка, хорошо знать правила языка и строить обучение на принципах индивидуальности, четкости и системности.

Ключевые компоненты обучения чтению

Ученые утверждают, что чтение основывается на двух основных процессах: расшифровке (способности понимать, как буквы соотносятся со звуками) и понимании содержания. Развитие этих навыков и является целью обучения чтению.

Фонематическое восприятие. Наша речь состоит из различных элементов: фраз, предложений, слов, слогов, звуков или фонем. Фонематическое восприятие – необходимое условие для того, чтобы научиться чтению. Это восприятие звуков речи и чувствительность к ним. Чувствительность дает понимание того, составляют ли звуки какое-либо слово или это просто набор звуков. Например, слово «кот» состоит из трех звуков - /к/, /о/, /т/. Если произнести это слово без /т/, это будет просто набор звуков.

Когда ребенок сможет составлять слова из трех-четырех звуков (кот, крот и т. д.), он готов к изучению «алфавитного принципа» языка, который заключается в соответствии звуков и букв.

Понимание того, что буквы алфавита, расположенные на странице в случайном порядке, соответствуют звукам, из которых состоят слова – крайне важно для обучения чтению. Буквы в словах не всегда соответствуют звукам. В русском языке 33 буквы, 43 звука и множество способов передавать эти звуки на письме.

Чем больше у ребенка развито фонематическое восприятие, тем эффективнее будет его обучение чтению.

Четкое произношение. В процессе обучения родители или учитель должны показывать связь между произношением и написанием слов, демонстрировать правила произношения, объяснять систему письма (в том числе происхождение слов, значение корней, приставок и суффиксов).

Беглость. Это быстрое, правильное чтение с использованием правильных словесных форм, интонации и выразительности. Чтобы хорошо воспринимать речь, понимать сложные языковые конструкции и делать выводы, ребенок сначала должен научиться точно и быстро читать отдельные слова. В средних классах дети умеют читать в среднем около 10-ти миллионов слов, в то время как дети с расстройствами обучения умеют читать менее 100 тысяч слов.

Восприятие текста и словарный запас. Восприятие текста связано с пониманием его элементов. Словарный запас предполагает понимание значений слов и способность употреблять слова в устной и письменной речи.

Чтение развивает словарный запас. Из-за того, что дети, страдающие дислексией, меньше читают и имеют дело с меньшим количеством слов, словарный запас у них меньше, хотя речевые навыки могут быть развиты хорошо. Даже если дети хорошо воспринимают речь на слух, навыки чтения у них развиты слабо – они читают медленно и допускают ошибки.

Если у ребенка есть проблемы с восприятием, прежде всего, необходимо выяснить их причину. Возможно, у ребенка плохо развиты навыки расшифровки, восприятия или он не понимает сложные языковые конструкции. Обучение ребенка чтению должно быть направлено на устранение данной причины.

Увеличение словарного запаса, знание значений слов и активная работа с содержанием текста – все это также может улучшить восприятие. Обучение ребенка с расстройствами чтения занимает длительное время. Дети, страдающие дислексией, способны к обучению, но учить их нужно тщательно и систематично.

Рекомендации для родителей

  • Окружите ребенка чтением. Читайте ему вслух выразительно и с интонацией. Позволяйте ему самому читать всё, что он пожелает и когда пожелает. Позвольте ребенку читать вслух, деликатно и мягко поправляйте его в случае неправильного произношения. Во время поездок в машине слушайте аудиокниги. Сделайте для ребенка чтение позитивным занятием.
  • Развивайте скорость чтения. Давайте ребенку читать короткий отрывок несколько раз, засекая время чтения. Детям нравится улучшать свои результаты, а повторение помогает сделать чтение более беглым.
  • Развивайте словарный запас. Спрашивайте у ребенка, какие новые слова он выучил за день. Расскажите значения новых слов или посмотрите их вместе с ребенком в словаре. Составьте предложения с новыми словами. Поиграйте с ребенком в игру, кто сможет составить больше предложений с новым словом. Составьте список новых слов и ежедневно дополняйте его.
  • Играйте в игры. Игровые формы обучения особенно эффективны для маленьких детей. Хлопайте в ладоши, чтобы ребенок смог посчитать, сколько слогов в слове. Разбейте слово на звуки, а потом опять составьте из них слово. Обращайте внимание на повторяющиеся звуки в словах песен и стихов.
  • Используйте электронные устройства, компьютерные приложения, электронные обучающие игры и веб-сайты.

Рекомендации для родителей и учителей

Родителям следует постоянно общаться с учителями, чтобы убедиться в том, что выбранные принципы и стратегии обучения применяются и в школе.

  • Обучение должно быть понятным, интенсивным, систематическим, поддерживающим и приспособленным к условиям школы. В процессе обучения необходим индивидуальный подход. Особое внимание следует уделять мотивации ребенка. Учитель должен ставить перед собой цель повышать число позитивных контактов с учеником в процессе обучения в течение дня.
  • Дети лучше обучаются в малых группах (до трех человек), чем в больших группах или в классе.
  • Убедитесь, что учитель владеет методикой обучения чтению детей с дислексией. В противном случае ему необходимо будет пройти специальную подготовку или проводить занятия в присутствии специалиста.
  • Перед непосредственно чтением проводите вступительную часть занятия. Сопоставляйте прочитанное в книге с реальным опытом детей. Используйте картинки, игрушки, различные предметы для обсуждения содержания текстов.
  • Увеличивайте словарный запас детей, используя новые слова в повседневной речи. Выбирайте наиболее употребляемые слова. Используйте новые слова в устной речи и на письме, следите за тем, чтобы дети «осваивали» их, используя в устной речи и на письме. Важно уделять внимание как правильному произношению слов и интонации при чтении, так и изучению новых слов, их корней, приставок, суффиксов. Обращайте внимание на различные значения слов, фигуры речи, синонимы и омонимы. Закрепляйте полученные знания.
  • Изучайте правила орфографии и исключения из них.
  • Ребенок должен читать учебные тексты, соответствующие его уровню развития. Чтение одних и тех же слов в различных контекстах позволит ему развить скорость чтения и увеличить словарный запас. Используйте упражнения на скорость чтения и повторение одних и тех же слов, чтобы развить у ребенка беглость речи.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 2 оценок.

Развитие ребенка
19.06.2017

Новые практические задания
Новые практические задания
Новые практические задания
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Заполните, или авторизуйтесь
Код
Нет комментариев

Чтобы получать все публикации
от сайта «Развитие ребенка»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Развитие ребенка

Спасибо,
не показывайте это мне!

Поздравляем, Вы подписаны! Получите письмо и активируйте рассылку