Оценить материал

1 год: основные показатели развития

Показатели физического и эмоционально-когнитивного развития, которых ребенок достигает к году

1 год: основные показатели развития

В 12 месяцев ребенок достигает многих важных показателей развития. Он понимает простые указания родителей, может ходить на прогулку и узнает знакомых людей. Годовалый возраст знаменует собой переход от младенчества к детству. В этом возрасте ребенок осваивает множество новых навыков, а для родителей этот период полон сюрпризов. Рассмотрим подробнее, каких показателей развития ребенок достигает к возрасту 1 года.

Показатели развития в 1 год

Достигнутые показатели развития

Появляющиеся показатели развития

Ребенок пытается вставать на ноги.

Ребенок встает без посторонней помощи.

Ребенок может сделать несколько шагов.

Ребенок может пройти небольшую дистанцию без посторонней помощи.

Ребенок произносит простые отдельные слова.

Ребенок может произносить простые фразы.

Ребенок повторяет действия и жесты окружающих.

Ребенок запоминает жесты и самостоятельно их воспроизводит.

Ребенок выполняет простые просьбы родителей.

Ребенок понимает сложные просьбы и указания.

Ребенок имитирует звуки.

Ребенок запоминает звуки и их источники.

Ребенок запоминает место расположения предметов.

Ребенок может положить предмет на место, где он должен лежать.

Хватает руками предметы.

Ребенок может хватать и поднимать предметы.

Показывает пальцами на предметы.

Демонстрирует большую, чем раньше, ловкость пальцев.

У ребенка хорошо развита зрительно-двигательная координация.

У ребенка хорошо развита зрительно-двигательная и пространственная координация.


Развитие ребенка происходит в трех основных сферах – когнитивной, физической и эмоциональной. Показатели развития ребенка проявляются в каждой из этих сфер.

Когнитивные показатели развития

Эти показатели связаны с развитием познавательных функций, навыков мышления и мозга ребенка:

  • ребенок легко находит спрятанные предметы. Его больше не смущают ситуации, когда вы прячете какой-либо предмет под одеяло. Он знает, что может достать предмет, если приподнимет одеяло;
  • ребенок ищет предметы в местах, где они обычно лежат. Если вы всегда кладете игрушку на одно и то же место, ребенок будет искать ее там. Это означает, что у него развивается зрительная память;
  • у ребенка развивается способность ассоциировать предметы с их названиями. Если вы положите перед ребенком тарелку с фруктами и скажете название одного из них, он возьмет с тарелки правильный фрукт. Дети в этом возрасте легко запоминают названия нескольких предметов;
  • ребенок правильно использует предметы. Чтобы причесать волосы, он берет расческу, а трубку телефона прикладывает к уху правильной стороной. Это происходит потому, что до этого ребенок долгое время наблюдал за тем, как используют различные предметы родители;
  • ребенок повторяет действия и жесты окружающих. Покажите ему движение рукой – и он его повторит. Ребенок может повторять множество действий. Это свидетельствует о значительном развитии его мозга;
  • ребенок пытается повторять звуки. Годовалый ребенок повторяет не только действия, но и звуки (например, сигнал машины или звуки, которые вы издаете, когда играете с ним). Он еще не может правильно воспроизводить все звуки, но запоминает их.

Показатели физического развития

Эти показатели связаны с ростом ребенка и развитием его мышц:

  • ребенок может садиться. Ребенок садится без посторонней помощи, не опираясь на предметы;
  • ребенок становится на ноги с посторонней помощью. Он опирается на посторонние предметы или использует помощь родителей. Мышцы и суставы его ног уже достаточно сильны, чтобы поддерживать вес тела;
  • ребенок пытается ходить, используя поддержку. Он ходит, опираясь на разные предметы мебели;
  • ребенок может пройти несколько шагов без поддержки. Годовалый ребенок отказывается от поддержки и может пройти несколько шагов. Это означает переход от младенческого к детскому периоду;
  • ребенок развивает свою способность хватать предметы. В годовалом возрасте он может брать предметы большим и указательным пальцами или всеми пальцами. Благодаря этому он может доставать предметы из коробок, сосудов и т.д.;
  • ребенок указывает на предметы, которые его интересуют. Он использует для этого указательный палец;
  • к годовалому возрасту у ребенка прорезаются три пары зубов: нижние центральные, верхние центральные и нижние боковые резцы;
  • у ребенка улучшается зрение. У него развивается зрительно-двигательная координация, теперь он лучше может определять расстояние. Ребенок проявляет точность в играх, например, когда ему нужно попасть мячом в цель.

Показатели социального и эмоционального развития

Эти показатели связаны с развитием социальных навыков, моделей поведения, способности эффективно выражать эмоции:

  • ребенок отвечает на простые указания. Когда его просят передать предмет, он делает это. Когда его просят сесть, он садится. Ребенок не только понимает простые указания, но и отвечает на них;
  • ребенок пытается «говорить». Теперь это не просто детский лепет. Когда вы разговариваете с ребенком, он пытается отвечать вам. Его речь может показаться невнятной, но вы отмечаете, что это не лепет, а попытки говорить с вами;
  • ребенок выражает страх. Если ребенок видит что-то, что вызывает у него страх, он хватается за руку кого-то из родителей. Если в комнате темно и ребенок не видит родителей, то он кричит;
  • ребенок стесняется или беспокоится, когда рядом находятся незнакомые люди. Рядом с незнакомыми людьми ребенок начинает паниковать и нервничать, становится застенчивым и нерешительным;
  • ребенок следит за реакциями родителей. Годовалый ребенок следит за тем, как родители реагируют на его действия, например, когда он бросает предметы на пол или отказывается от пищи;
  • ребенок предпочитает проводить время с одним из родителей. Это указывает на то, что у него развиваются социальные связи.

Каждый ребенок индивидуален. Некоторым детям требуется больше времени, чем остальным, чтобы достичь тех или иных показателей развития. Однако следует обращать внимание на определенные симптомы, свидетельствующие о задержках развития.

Поводы для беспокойства

Педиатры выделяют такие симптомы, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии годовалого ребенка:

  • он не становится на ноги даже с поддержкой;
  • он не может самостоятельно принять сидячее положение;
  • он не может сидеть без поддержки;
  • он не может найти предметы, спрятанные в пределах его видимости;
  • он не может повторить даже простейшие жесты (такие как взмах или качание руки);
  • он не говорит даже простейших слов, таких как «папа», «мама» и т.д.;
  • не указывает пальцами на людей и предметы.

Если у ребенка проявляются какие-либо из названных симптомов, покажите его педиатру, чтобы он смог поставить точный диагноз. Эксперты рекомендуют регулярно проводить медосмотр ребенка. Определенные занятия и игры могут стимулировать здоровый рост ребенка.

Занятия для развития годовалого ребенка

Игры и занятия – это занимательный способ сформировать новые навыки. Рассмотрим 5 занятий, способствующих правильному развитию годовалого ребенка.

1. Дотянись до звезды

Какие навыки развиваются: становиться на ноги, хватать предметы.

Что понадобится: картонная фигура звезды.

Как выполнять: повесьте картонную звезду на веревке выше роста ребенка. Поставьте рядом стул, чтобы ребенок мог на него опереться и стать на ноги. Поставьте ребенка под звездой и подергайте за веревку, чтобы привлечь внимание ребенка. Ребенок потянется и станет на ноги, используя опору, чтобы схватить звезду.

2. Телефонный звонок

Какие навыки развиваются: ассоциации между предметом и функцией, правильное использование предметов.

Что понадобится: игрушечный телефон.

Как выполнять: сядьте рядом с ребенком и положите игрушечный телефон перед ним. Скажите ему, что этот предмет называется телефоном. Поднимите трубку и объясните ребенку, как правильно ею пользоваться. Ребенок будет повторять ваши действия. Повторяйте это занятие каждый день и смотрите, как ребенок использует телефон. Можно использовать и другие предметы (например, расческу), чтобы научить ребенка ими пользоваться.

3. Перемещение кубиков

Какие навыки развиваются: ловкость рук и пальцев.

Что понадобится: два маленьких пластиковых ведра, несколько кубиков.

Как выполнять: положите кубики в одно ведро, а второе оставьте пустым. Переложите несколько кубиков в пустое ведро и попросите ребенка сделать то же самое. Ребенок будет использовать свои навыки хватания, чтобы переложить их в пустое ведро. Повторите это действие несколько раз.

4. Маленький барабанщик

Какие навыки развиваются: понимание причин и следствий, изучение звуков.

Вам понадобится: игрушечный барабан.

Как выполнять: сядьте рядом с ребенком и положите барабан ему на колени. Дайте ребенку барабанные палочки, держите его за руки и отбивайте ритм. Затем медленно уберите свои руки и дайте ему возможность самому играть на барабане. Годовалые дети любят пробовать новые вещи, поэтому он будет отбивать разные ритмы, чтобы слышать отдельные ноты.

5. Апельсины и лимоны

Какие навыки развиваются: способность ассоциировать предметы с их названиями.

Вам понадобятся: апельсины и лимоны (или два любых других вида фруктов), большая миска.

Как выполнять: возьмите апельсин, скажите: «Это апельсин» и положите его в миску. Возьмите лимон, скажите: «Это лимон» и тоже положите его в миску. Перемешайте фрукты и попросите ребенка указать на лимон. Ребенок легко это сделает. Повторите то же самое с апельсинами. В эту игру можно играть с разными предметами.

Занятия и игры помогают годовалому ребенку развиваться в правильном ритме. Однако не будьте назойливыми. Дайте ребенку достаточно времени, чтобы осмыслить окружающий мир. Если вы подозреваете у ребенка задержки развития, немедленно обратитесь к врачу. Своевременное выявление проблем поможет их решить. Ваши любовь, забота и поддержка помогут ребенку развиваться в правильном ритме.

Гость
Оцените материал