Развитие ребенка Статьи Психология ребенка Помогаем малышу преодолеть боязнь разлуки
Помогаем малышу преодолеть боязнь разлуки
Рейтинг
5

Советы, о том, как помочь ребенку ясельного возраста преодолеть боязнь разлуки с родителями

Помогаем малышу преодолеть боязнь разлуки

Вы боитесь оставить своего ребенка с няней или в детском саду и хотите подготовить его к разлуке? Практически каждый родитель, который оставлял малыша с воспитателем, сталкивался с жалобным выражением лица, ручками, накрепко вцепившимися в ваши колени, и стенаниями, способными разбить любое любящее сердце.

Это нормальная реакция ребенка, у которого развита надежная привязанность к родителям. Так малыш протестует против разлуки с матерью или отцом, которую считает просто ужасной. Со временем ваш ребенок поймет, что, когда вы уходите, то всегда возвращаетесь, но в этом возрасте он еще не может полностью осознать это.

Малыши в соответствии со своей природой должны проводить время с людьми, к которым они привязаны: с родителями, старшими братьями и сестрами, двоюродными родственниками, тетями, дядями, бабушками и дедушками. Ребенок не будет чувствовать себя в полной безопасности, пока не привяжется к своему воспитателю и не будет уверен в том, что этот человек сможет удовлетворить его потребности. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы найти способы помочь ребенку наладить контакт с воспитателем, и помочь воспитателю понять вашего ребенка, чтобы он мог позаботиться о малыше.

В этой статье описывается программа из двенадцати шагов, которая поможет ребенку легче переносить разлуку с вами.

1. Помогите ребенку наладить контакт с воспитателем

Малыши еще не умеют обходиться без вас. Они не чувствуют себя в безопасности с другими людьми. Единственный способ помочь малышу перестать огорчаться по поводу вашего ухода – наладить теплые отношения между ним и воспитателем.

Ребенок в любом случае будет проявлять недовольство по поводу вашего ухода, но воспитатель должен уметь успокоить его. Недовольство малыша должно быть кратковременным. Если ребенок продолжает плакать в течение пятнадцати минут, это означает, что он не хочет принимать слова утешения и поддержку от нового человека.

Как родители могут посодействовать развитию хороших отношений между ребенком и его воспитателем? Во-первых, помогите малышу получить хорошие впечатления от воспитателя в вашем присутствии. Во-вторых, продемонстрируйте ему собственное теплое отношение к этому человеку. В-третьих, прикрепите на холодильник фотографию, на которой воспитатель держит вашего ребенка на руках, и часто по-дружески обращайтесь к воспитателю на фотографии («Елена Петровна, вы удивитесь, когда моя дочь покажет вам, как хорошо она умеет сама мыть руки!»). В-четвертых, с воодушевлением рассказывайте малышу о том, какой замечательный у него воспитатель.

2. Помогите ребенку освоиться в новой для него обстановке

Прежде чем оставить малыша в детском саду самого, проведите вместе с ним несколько часов в его группе, делайте так в течение двух-трех дней в утренние часы. Помогите ему наладить отношения с другими детьми и особенно с воспитателем. Как только он вовлечется в какое-либо занятие, отойдите в сторону, наблюдайте, но не вмешивайтесь.

3. Начните с коротких периодов разлуки

Когда малыш освоится в новой обстановке и наладит прочные отношения с воспитателем, начните оставлять его одного на короткое время – сначала попрощайтесь, затем выйдите и возвратитесь только тогда, когда малыш перестанет плакать.

Если вы начнете с коротких периодов отсутствия, то ваш ребенок быстрее поймет, что вы всегда возвращаетесь, и начнет привыкать к разлуке с вами по мере того, как вы постепенно станете увеличивать периоды своего отсутствия. Но постарайтесь не возвращаться, пока ребенок плачет, иначе он решит, что плач может вернуть вас, и ему будет трудно отказаться от такой эффективной стратегии!

4. Придумайте ритуал расставания

Например, всегда читайте ребенку короткий рассказ, затем обнимайте его и говорите, как сильно вы его любите. Затем скажите малышу о том, когда вы вернетесь, отдайте его на руки воспитателю и произнесите стандартную прощальную фразу («Я люблю тебя, ты любишь меня, желаю тебе хорошего дня!»). Придерживайтесь этой процедуры каждый день и не поддавайтесь искушению продлить ее или сократить по времени. Так ваш малыш будет точно знать, чего ему следует ожидать.

5. Оставляйте ребенку предмет, который поможет ему успокоиться

Уходя, оставляйте ребенку предмет, принадлежащий вам, например, свой шарф, который поможет ему успокоиться. Не удивляйтесь, если ребенок бросит ваш предмет на пол, как только вы уйдете. Многие родители советуют оставлять малышу открытку с сердечком или ангелочком, но ребенок, который не испытывает надежную привязанность к родителям, вряд ли сможет найти в ней утешение.

6. Помогите малышу понять, что происходит

Словарный запас детей в этом возрасте ограничен, тем не менее они понимают очень многое. Если вы успокоите малыша, объяснив, что произойдет, это поможет ему справиться со своей тревогой. Покидая ребенка, рассказывайте ему о том, как весело и интересно он будет проводить время в ваше отсутствие:

  • «Сначала я почитаю тебе книжку. Потом мы пойдем к Елене Петровне, и она возьмет тебя на руки. Я скажу тебе: «Пока! Пока!». После этого я пойду на работу и буду махать тебе рукой, а вы с Еленой Петровной будете махать мне из окна. Потом Елена Петровна даст тебе твою любимую игрушку, и вы вместе будете весело играть. Тебе может быть грустно, но игры поднимут твое настроение. Потом все дети будут завтракать. После завтрака вы пойдете играть на улицу, а еще будете что-то лепить из пластилина. Затем вы будете обедать, а сразу после обеда я вернусь и заберу тебя. Мама всегда возвращается».

7. Не поддавайтесь искушению улизнуть, сбежать не попрощавшись

Это только усилит страх разлуки в долгосрочной перспективе. Если ребенок заливается слезами, скажите ему спокойно:

  • «Я знаю, что ты не хочешь, чтобы я уходила, но я вернусь сразу же после обеда. Я помашу тебе с улицы. А Елена Петровна подведет тебя к окну, чтобы и ты мог помахать мне».

После этих слов сразу уходите. Не поддавайтесь желанию побежать назад и обнять плачущего ребенка. Возможно, он начнет махать вам только через несколько недель, но вы всегда должны махать малышу. Скрывайте собственную печаль и демонстрируйте деловитость, чтобы передать ребенку вашу уверенность в том, что он сможет справиться с разлукой.

8. Заранее обсудите с воспитателем, что он будет делать, чтобы успокоить и отвлечь вашего малыша

Очень важно, чтобы малыш находил утешение у воспитателя, поэтому нужно выбрать такого наставника, который бы спокойно относился к плачущему ребенку и не цыкал на него. Отвлечение может быть эффективным только временно, но в перспективе ребенку нужно иметь возможность выразить свое «горе» по поводу разлуки с вами и успокоиться на руках у человека, который знает, как убедить ребенка в том, что он в безопасности. Поэтому одно лишь отвлечение – не самая лучшая стратегия.

С другой стороны, воспитателю нужно заботиться и о других детях. Большую часть эмоций ребенок будет изливать на вас по вечерам или в выходные. А задача воспитателя должна заключаться в том, чтобы помочь ребенку переключиться со своего «несчастья» на тот факт, что есть много замечательных, веселых занятий, которые можно делать прямо здесь и сейчас, и даже без мамы и папы. Поэтому нужно заранее спланировать, как и чем воспитатель будет отвлекать малыша, чтобы он успокоился.

Некоторых малышей успокаивает текущая вода, некоторые любят подходить к окну и смотреть, как птички клюют зернышки в кормушке, или танцевать на руках под определенную музыку. Дети могут успокаиваться по-разному, даже под видео больших землеройных машин. Может быть, есть определенная игрушка, которую ваш ребенок особенно любит, берет с собой из дома и играет с ней в детском саду.

Важно убедиться в том, что воспитатель не прекращает попыток успокоить вашего малыша и находит к нему подход, берет его на руки, когда бы это ни понадобилось ребенку. Малыш может прекратить истерику, когда воспитатель привлечет его внимание к веселому занятию других детей и предложит присоединиться к ним («Посмотри, как ребята весело лепят из пластилина!»).

9. Не опаздывайте, когда приходит время забирать своего малыша

Если он заканчивает обед, а вы еще не пришли, как обещали, это ухудшит положение вещей в будущем, так как вы дадите ребенку почувствовать, что не всегда выполняете свои обещания, что недопустимо, если вы хотите наладить с ним надежную связь.

10. Помогите малышу узнать, что люди возвращаются

Помогите ему понять, что то, что исчезает, не исчезает навсегда, а может вновь появиться. Играйте в «ку-ку», прятки, поиск сокровищ (прячьтесь так, чтобы ребенок легко смог вас найти). Читайте ему книги о разлуке и возвращении.

11. Сделайте альбом под названием «Люди, которые меня любят»

Соберите альбом с фотографиями, на которых вашего ребенка держат на руках его близкие люди: вы, второй его родитель, бабушки и дедушки, воспитатель, тети и дяди, двоюродные братья и друзья. Добавляйте в альбом фотографии с новыми воспитателями или учителями. Часто просматривайте его вместе с ребенком. Попросите воспитателя просматривать альбом вместе с ребенком в вашем присутствии. Многих детей успокаивают фотографии близких, когда они скучают по родителям.

12. Дарите малышу свою любовь и внимание, когда вы рядом

В конце рабочего дня вы можете хотеть принять горячую ванну и выпить чашку чая, но у малыша к этому времени накапливается столько потребности в вас, что нужно уделить ему внимание в первую очередь. Конечно, он требователен. Он напряжен, ему необходимо ваше спокойное, любящее присутствие, чтобы расслабиться и отдохнуть. Приготовьте самый быстрый и простой ужин, поддерживайте дома спокойную атмосферу, избегайте противоборства и ищите возможности восстановить связь с ребенком. Старайтесь дать ему поводы для смеха, чтобы разрядить напряжение. И уделите время объятиям перед сном.

Ваш малыш, в конце концов, перерастет свою боязнь разлуки. Эта программа из двенадцати шагов поможет ускорить этот процесс и сделать его более легким и для малыша, и для вас!

Выбирайте в воспитатели ребенку доброго и любящего человека

Каков главный критерий выбора воспитателя или няни для ребенка? Ребенку нужен добросердечный, ласковый человек, который легко находит общий язык с детьми и помогает им чувствовать себя защищенными. Поэтому выбирайте дошкольное учреждение, в котором воспитатели тепло и дружелюбно взаимодействуют с детьми и куда дети счастливо и охотно будут ходить по утрам. Не обращайте внимания на учебную программу; ищите такой детский сад, где делают упор на эмоциональное и социальное развитие детей. Стремитесь к тому, чтобы ребенок попал в такую группу, где детей немного. Чем меньше детей, тем больше времени воспитатель сможет уделить потребностям вашего малыша.

Желательно, чтобы воспитатели не менялись в течение дня. Исследования обнаружили, что у малышей, которые проводят в детском саду целый день, во второй половине дня вырабатывается высокий уровень гормонов стресса в отличие от детей, которые пребывают в садике до обеда. К счастью, существуют доказательства того, что в хороших детских учреждениях, где ребенок может наладить надежную связь с воспитателем, дети не испытывают высокий уровень стресса, а уровень кортизола в крови малышей близок к уровню в домашних условиях. Но это лишь еще одно доказательство того, насколько важно, чтобы дети могли развить надежную привязанность к своим воспитателям.

Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Развитие ребенка
15.12.2016

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Заполните, или авторизуйтесь
Код
Нет комментариев

Чтобы получать все публикации
от сайта «Развитие ребенка»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Развитие ребенка

Спасибо,
не показывайте это мне!